История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

“Сон смешного человека”. Медведев Сергей: «Посмотрите, посмотрите “Сон смешного человека”»

7 апреля (в 15:15) смотрите: Федор Достоевский. "Сон смешного человека". Чтецкая программа, исполняет Юрий Беляев.


Профессор высшей школы экономики Сергей Медведев о "Сне смешного человека":

"Сон смешного человека" из «Дневника писателя» Федора Михайловича Достоевского 1877 года, как сказал Бахтин, это одно из самых универсальных и емких произведений Достоевского. На самом деле, это можно назвать энциклопедией Достоевского – маленький 10-11-страничный рассказ. В нем заключены все основные темы, все основные лейтмотивы Достоевского, прежде всего - Петербург. Там четко зафиксирован день, 3 ноября, холодная ветреная дождливая ночь. По улицам Петербурга идет, как он сам себя там называет, «гнусный петербуржец», подпольный человек, человек, одержимый мыслями о самоубийстве. И здесь уже возникают фигуры Кириллова, Ставрогина - еще одна тема Достоевского. По пути к этому самоубийству, по пути домой ему встречается девочка. Ещё одна тема Достоевского: девочка, впервые появляющаяся в «Униженных и оскорбленных», это и Неточка Незванова, это и Соня Мармеладова, это девочка из сна Свидригайлова... И эта девочка что-то меняет в ходе повествования, в ходе мыслей главного героя. И дальше появляется очередная тема Достоевского – сон, сон смешного человека: золотой век человечества. Не следует забывать, что Достоевский – он же происхождением из социализма, он в ссылке был за связь с петрашевцами, за свои увлечения социалистическими утопическими идеями. И в «Сне смешного человека» очень интересно и достаточно подробно изложены идеи французских социалистов-утопистов: тут и Фурье, тут и Сен-Симон. Но. Тут появляется очередная тема Достоевского – фига в кармане. Помните, как подпольный человек показывает фигу в кармане хрустальному дворцу. И в своем сне смешной человек разрушает эту всемирную гармонию - он развращает людей, которые живут в золотом веке. Но тем не менее за счет этого происходит преображение: подпольный человек превращается в князя Мышкина, и смешной человек возвращается на грешную землю, в грешный Петербург, чтобы нести проповедь. И вот здесь заключается последнее и самое интересное преображение Достоевского. Розанов назвал это произведение «белый луч в темном Достоевском». Очень мало у Достоевского таких мест, к ним, может быть, можно отнести его Пушкинскую речь - образ Пушкина как ясного уравновешенного сознания в противовес темному метущемуся Достоевскому. Пушкинскую речь Достоевского и, может быть, разговор Версилова с подростком. И вот «Сон смешного человека» – проповедь гармонии, проповедь добра.
«Сон смешного человека» заканчивается у Достоевского очень важными двукратными повторами: «Но теперь - жизни и жизни», призывами: «И пойду! И пойду!».
Юрий Карякин в свое время написал очень хорошее исследование о «Сне смешного человека», которое тоже начинается двукратным призывом: «Прочитайте, прочитайте “Сон смешного человека”». То же самое скажу вам и я: «Посмотрите, посмотрите “Сон смешного человека”».