История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

125 лет со дня рождения Бориса Асафьева

От пианиста-концертмейстера до «музыкального вождя» целого поколения – таков творческий путь одного из ведущих музыковедов страны, композитора, автора знаменитых балетов «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева. Сегодня исполняется 125 лет со дня его рождения. Рассказывают «Новости культуры».

Борис Владимирович Асафьев. Литературный псевдоним Игорь Глебов. Его наследие – балеты, оперы, симфонии и сотни теоретических работ до сих пор вызывают немало дискуссий. В одних энциклопедиях на первом месте – Асафьев-музыковед, в других Асафьев-композитор. Федор Чеханкjв впервые увидел балет Асафьева «Пламя Парижа», когда учился в девятом классе.

Федор Чеханков, народный артист России: «Бастилия, революционеры идут. Я был потрясен этим спектаклем, мощнейший спектакль, олицетворяющий мощь страны».

Балет, написанный композитором Асафьевым в начале тридцатых, и сегодня - в афише Большого театра.

Вячеслав Медушевский, музыковед: «Там и аристократическая музыка, и музыка низов, даже вульгарная я бы сказал, все это очень смело перемешивает».

Пламя Парижа, как и другие балеты Асафьева, - это своеобразные портреты разных эпох.

Юрий Бурлака, балетмейстер, художественный руководитель балетной труппы Большого театра: «Музыкальный материал, которым пользовался Борис Владимирович, уникален. Он как большой энциклопедист и знаток музыки XVII-XVIII веков, французской музыки, испещрил партитуру различными цитатами музыкальными».

Литературная основа многих музыкальных сочинений Асафьева – произведения русских классиков – Лермонтова, Пушкина.

Татьяна Горшкова, сотрудник Российской государственной библиотеки: «У него 28 балетов. Здесь партитуры «Бахчисарайского фонтана» – это первое издание, отреставрированное. Мосгиз. 39-го года».

«Бахчисарайский фонтан» Асафьева годами не сходит с афиш мировых театров. Балет, в котором когда-то блистала Галина Уланова.

Другие балеты Асафьева потеряны во времени. На старых пленках еще можно найти записи балета «Кавказский пленник». Участь остальных – пока что забвение.

Вадим Гаевский, балетный критик, историк театра: «Что собой представляют эти балеты. И я не знаю, я никогда не слышал, они не записаны. Есть ли диссертации. Это немножко драматическая судьба».

Иная доля у теоретических трудов академика Асафьева. Его теоретические разработки – фундамент для научных работ и диссертаций. По наблюдениям сотрудников Российской государственной библиотеки спрос на труды Асафьева в последние годы возрос. Прогнозируют даже появление новых монографий, связанных с именем Асафьева.