|
125 лет со дня рождения Бориса АсафьеваОт пианиста-концертмейстера до «музыкального вождя» целого поколения – таков творческий путь одного из ведущих музыковедов страны, композитора, автора знаменитых балетов «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева. Сегодня исполняется 125 лет со дня его рождения. Рассказывают «Новости культуры».Борис Владимирович Асафьев. Литературный псевдоним Игорь Глебов. Его наследие – балеты, оперы, симфонии и сотни теоретических работ до сих пор вызывают немало дискуссий. В одних энциклопедиях на первом месте – Асафьев-музыковед, в других Асафьев-композитор. Федор Чеханкjв впервые увидел балет Асафьева «Пламя Парижа», когда учился в девятом классе. Федор Чеханков, народный артист России: «Бастилия, революционеры идут. Я был потрясен этим спектаклем, мощнейший спектакль, олицетворяющий мощь страны». Балет, написанный композитором Асафьевым в начале тридцатых, и сегодня - в афише Большого театра. Вячеслав Медушевский, музыковед: «Там и аристократическая музыка, и музыка низов, даже вульгарная я бы сказал, все это очень смело перемешивает». Пламя Парижа, как и другие балеты Асафьева, - это своеобразные портреты разных эпох. Юрий Бурлака, балетмейстер, художественный руководитель балетной труппы Большого театра: «Музыкальный материал, которым пользовался Борис Владимирович, уникален. Он как большой энциклопедист и знаток музыки XVII-XVIII веков, французской музыки, испещрил партитуру различными цитатами музыкальными». Литературная основа многих музыкальных сочинений Асафьева – произведения русских классиков – Лермонтова, Пушкина. Татьяна Горшкова, сотрудник Российской государственной библиотеки: «У него 28 балетов. Здесь партитуры «Бахчисарайского фонтана» – это первое издание, отреставрированное. Мосгиз. 39-го года». «Бахчисарайский фонтан» Асафьева годами не сходит с афиш мировых театров. Балет, в котором когда-то блистала Галина Уланова. Другие балеты Асафьева потеряны во времени. На старых пленках еще можно найти записи балета «Кавказский пленник». Участь остальных – пока что забвение. Вадим Гаевский, балетный критик, историк театра: «Что собой представляют эти балеты. И я не знаю, я никогда не слышал, они не записаны. Есть ли диссертации. Это немножко драматическая судьба». Иная доля у теоретических трудов академика Асафьева. Его теоретические разработки – фундамент для научных работ и диссертаций. По наблюдениям сотрудников Российской государственной библиотеки спрос на труды Асафьева в последние годы возрос. Прогнозируют даже появление новых монографий, связанных с именем Асафьева. |