История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Он вернул "Леди Макбет". Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко празднует 90-й сезон

Празднование 90-го сезона Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко открывается завтра творческим вечером, посвященным 80-летию со дня рождения выдающегося оперного режиссера Льва Михайлова. Далее, в декабре, последует вечер по случаю 150-летия одного из основателей театра Владимира Немировича-Данченко, а в 2009 году пройдут гала-концерты оркестра и балета.

Лев Михайлов оставил особый след в истории Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ученик Леонида Баратова, возглавлявший в течение двадцати лет оперную труппу Музыкального театра, он смог стать знаковой фигурой отечественной оперной истории. Именно ему принадлежит заслуга возвращения на сцену после многолетнего запрета оперы Дмитрия Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", а также театральная премьера второй редакции оперы, получившей название "Катерина Измайлова". Он активно работал с композиторами-современниками, и к его юбилею театр подготовил фрагменты из опер XX века. В этот вечер прозвучит музыка Шостаковича, Прокофьева, Слонимского, Кабалевского, Тактакишвили, Сухоня, Кодая, Яначека и других композиторов, партитуры которых ставил на сцене Михайлов.

Среди авторов, с которыми сотрудничал Михайлов, - композитор Владимир Рубин. Фрагмент из его оперы-оратории "Июльское воскресенье" также будет звучать в завтрашнем концерте.

Владимир Рубин, композитор:

- Лев Дмитриевич принадлежит к числу наших крупнейших оперных режиссеров. И расцвет его творчества связан именно с Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, где он поставил ряд чрезвычайно интересных спектаклей - классических опер (достаточно вспомнить знаменитую "Пиковую даму") и современных произведений. Огромным событием была его постановка "Катерины Измайловой" Шостаковича. Я присутствовал на спектакле вместе с автором и могу сказать, что Дмитрий Дмитриевич был чрезвычайно взволнован и во многом удовлетворен его интерпретацией этой многострадальной оперы.

Мои непосредственные встречи с Михайловым были связаны с постановкой моей оперы "Июльское воскресенье. Севастополь. 1942". Это сочинение сложное, не вполне определенное по своей жанровой принадлежности - опера-оратория. Лев Дмитриевич напряженно искал к нему ключ. Он принадлежал к числу режиссеров, чьи работы всегда были связаны с музыкой. И у него был хороший союз с дирижером Дмитрием Китаенко. Это вообще одно из самых уязвимых мест современного оперного театра - недостаточный художественный союз режиссера и дирижера. Сегодня не прекращается разговор о примате того или другого. Но дело не в главенстве одного или другого, а в их общей работе. Михайлов всегда в своем творчестве стремился к синтезу музыкального и театрального. Встреча с ним оставила во мне глубокий след, а его безвременный уход стал большой потерей для нашего оперного искусства. Незадолго до ухода он приходил ко мне и настоятельно побуждал начать вместе с ним работу над "Братьями Карамазовыми" Достоевского. Я отказывался, считая, что недостаточно готов к такому гигантскому полотну, но он настойчиво уговаривал. Художник начинается с замысла, и сама задумка "Братьев Карамазовых" свидетельствовала о его необычайно глубоком внутреннем настрое, серьезных размышлениях по поводу нашей русской жизни.