История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Большой и камерный театры Бориса Покровского

Химия и опера были двумя главными увлечениями Бориса Покровского в юности. Опера победила. Отмечая сейчас свое 95-летие, великий русский оперный режиссер Покровский говорит: «Будь я монархом или президентом, я запретил бы все, кроме оперы, на три дня. Через три дня нация проснется просветленной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой».

Он поставил около 200 оперных спектаклей в двух театрах Москвы - Большом, где он проработал 40 лет, и в Музыкальном камерном, который сам и создал. С 8 лет Покровский ходил в Большой слушать оперы, потом учился в школе знаменитых педагогов Елены и Евгении Гнесиных, наконец - в Музыкальном училище. Одним из его учителей в режиссуре был Всеволод Мейерхольд. В начале 1930-х Покровский, играя в постановках организованного молодыми артистами рабочего театра, так увлекся режиссурой, что решил добавить к музыкальному образованию театральное, - и поступил в Государственный Институт театральных искусств (ГИТИС, ныне - РАТИ).

Москвич Покровский дебютировал в поволжском Горьком - Нижнем Новгороде - в 1937 году. Он поставил «Кармен» Бизе в горьковском Театре оперы и балета. Обольстительная цыганка была в спектакле не роковой женщиной, символом страсти и измены, а просто верила в свою свободу и в счастье. Такая Кармен понравилась зрителю. Спустя два года молодой режиссер, ставивший одну оперу за другой, был назначен художественным руководителем театра.

В 1943 году Бориса Покровского, к тому времени поставившего в Горьком более 10 опер и оперетт, приняли в Большой театр в качестве штатного режиссера. «Без Чайковского душа человеческая, да еще русская, не проживет», - был убежден он и в первый же свой сезон обратился к «Евгению Онегину» - лучшей опере композитора о русских интеллигентах, живших в разладе разума и чувств и не испытавших счастья.

Многие знаменитые исполнители, которые в те годы работали в театре, поддержали Покровского в его стремлении от начала и до конца придерживаться авторской концепции произведения. В каждую музыкальную фразу, интонацию, ритм, темп композитор вкладывает определенное содержание, которое нужно расшифровать, всегда был уверен Борис Покровский. Так, педантично следуя авторскому замыслу, он в разные годы поставил множество любимых публикой опер. Это были «Свадьба Фигаро» Моцарта с ее утонченным и зажигательным плутовством, «Садко» Римского-Корсакова - сказка о странствиях древнерусского Одиссея, «Отелло» и «Аида» Верди с их титаническими страстями. Автор успешных спектаклей, Покровский стал главным режиссером Большого.

Работая в главном оперном театре страны, режиссер создавал спектакли и на других сценах - более «демократичных» и «либеральных». Например, в ленинградском (петербургском) Малом оперном театре, где он после Второй мировой войны сделал спектакль «Война и мир» (эту оперу Сергей Прокофьев написал в 1943году). Эта опера жила теми  же общенациональными чувствами, что и страна в те годы: радость победы, вера в справедливость, боль потерь. Вскоре «Война и мир», фактически «открытая» Покровским для зрителей, уже шла в Москве, в Большом. «Когда Прокофьев умер, я дал себе клятву поставить все его оперы и выполнил ее, поставил его оперы в Москве, Берлине, Праге...» - впоследствии рассказывал Борис Покровский. В 2006 году в Камерном театре появился даже спектакль «Сергей Прокофьев - детям» - «ассорти» из детских «безделушек» композитора, сочиненных для детей.

Однако далеко не все ценимые режиссером оперы его современников, композиторов-новаторов, к примеру, Дмитрия Шостаковича, могли быть поставлены на сцене Большого. Как всякий оплот академического искусства, Большой скептически относился к «революциям в музыке». То, что было невозможно осуществить там, Покровский сделал в созданном им самим Камерном театре, уже после ухода из Большого  он поставил часть опер Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, а затем - и Альфреда Шнитке. Опера «Нос» Шостаковича (по фантастической гротесковой повести Гоголя), которая с начала 1930-х не шла нигде, стала визитной карточкой Камерного театра и с ним объездила весь мир.

Московскому Академическому музыкальному камерному театру уже 35 лет. Он впервые заявил о себе премьерой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» 18 января 1972 года. Поначалу коллектив ютился в помещении кинотеатра на окраине. Зрители толпами шли «к Покровскому», и театр получил собственное хорошо оборудованное помещение в центре Москвы. На его сцене звучат оперы авангардистов, уже признанных классиками, старинные и малоизвестные европейские оперы (так, премьеры - «Виндзорские проказницы» Отто Николаи и «Тайный брак» Доменико Чимарозы), оперы молодых композиторов по произведениям русских писателей. В Камерном постоянно звучит Моцарт - «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины». Театр поет на разных языках: его работодатели - немцы, французы, японцы, поляки, поясняет режиссер.

О Покровском сняты документальные фильмы, написаны книги, у него много наград. Мэтр оперной режиссуры продолжает работу - вопреки возрасту и болезням. «Услышанное впечатление я перевожу в зрительное и, самое главное, действенное впечатление, - рассказывает Борис Покровский. - Я продолжаю репетировать, несмотря на свою слепоту, потому что в партитуре для меня все рассказано и раскрыто. Опера - это драма, которая написана музыкой».