История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

15 июня в Москве откроется Второй Международный конкурс пианистов им. Святослава Рихтера

На конкурс было подано 111 заявок из 31 страны (из них 42 - от России). Отобрано 35 пианистов из 18 стран, в т.ч. США, Испании, Болгарии, Германии, Хорватии, Японии, Южной Кореи, Канады, Греции, Италии, Китая, Финляндии/Швеции, Голландии, Израиля, Эстонии, Беларуси, России. Как и в 2005 г., на конкурс допускались музыканты не моложе 23 лет, других возрастных ограничений нет.

Самый старший конкурсант – Франц Эйхбергер (Германия), ученик Магды Тальяферро: ему 72 года. Самые младшие – Злата Чочиева (Россия) и  Чжу Линьлэй (Китай) – им по 23 года. Основная часть музыкантов – поколение 70-х годов. По мнению организаторов конкурса, отсутствие верхней возрастной планки даст некоторым пианистам, которые по тем или иным причинам не смогли сделать карьеру, возможность нового творческого старта. А нижнее ограничение позволяет отбирать для прослушивания музыкантов со сложившимся лицом, давно и активно концертирующих.

Из России в конкурсе примут участие 12 пианистов: Александр Браже (1976), Георгий Громов (1980), Вячеслав Грязнов (1982), Алексей Зуев (1982), Дмитрий Карпов (1976), Сергей Каспров (1979), Денис Лосев (1974), Дмитрий Людков (1977), Михаил Мордвинов (1977), Александр Осминин (1981), Олег Самохин (1967) и Злата Чочиева (1985).

Некоторые пианисты участвуют в конкурсе им. Рихтера второй раз: это Асаф Зоар (1963) из Израиля, Ирина Захаренкова (1976) из Эстонии, Вячеслав Грязнов, Денис Лосев и Дмитрий Людков из России.

Вторая особенность конкурса: программа первого тура подбирается участниками по собственному выбору и должна включить сочинения разных стилей. То же – и на втором туре, однако здесь должны присутствовать два сочинения крупной формы и одно современное (написанное после 1960 года). Возможно исполнение собственного произведения.

Именно поэтому программы участников отличаются большим разнообразием, превращая пианистический конкурс в настоящий фестиваль разнообразной музыки. Так, в течение первых двух туров публика услышит чрезвычайно редко звучащие у нас фортепианные сочинения Лигети, Ксенакиса, Мессиана, Дютийе, Такемицу, Шнитке, Хинастеры, Берга. Бартока, Караманова, Пярта.

Некоторые конкурсанты включили в программу второго тура  собственные произведения: Юрий Блинов из Белоруссии предполагает исполнить свои пьесы «Настроi»; россиянин Александр Браже – парафраз на темы «Звуков музыки»; перуанец Хваэн Ч’уки – свою Сонату № 1.

Из других подробностей предстоящего конкурса отметим следующие. Юлия Мустонен (Финляндия/Швеция) поставила в программу 3-го тура Концерт Римского-Корсакова: из предложенных  к исполнению концертов она выбрала его единственная из всех участников Первого и Второго конкурсов.

Один из участников - ученик лауреата Первой премии прошлого конкурса Эльдара Небольсина: это 27-летний испанец Энрике Бернальдо де Куирос.

Из всех участников, большинство которых уже премировано на многих международных конкурсов, наибольшее число премий – у южнокорейской пианистки Йонг-Гюн Пак: 10, из них семь – первых.

Многие конкурсанты учились за рубежом у российских музыкантов: Бориса Блоха, Елены Лапицкой, Элисо Вирсаладзе, Дмитрия Башкирова, Владимира Фельцмана, Леонида Брумберга, Натальи Антоновой.

Жюри, как и на Первом конкурсе, будет работать без председателя. Однако его новой особенностью является то, что в нем отсутствуют преподаватели специального фортепиано. По словам президента Благотворительного Фонда Международного конкурса имени С. Рихтера пианистки Элисо Вирсаладзе (в этом году она в состав жюри не входит), «это позволит увеличить объективность в оценках выступлений участников. Мы были вынуждены отказать ряду знаменитых музыкантов, которые были приглашены в жюри ранее». Директор Фонда Асир Розенберг считает: «Мы стараемся избежать проблем, существующих на всех международных конкурсах, это наше принципиальное решение».

В жюри вошли известные в мире музыканты.

Валерий Афанасьев (Франция) – ученик Я.Зака и Э.Гилельса, победитель международного конкурса им. Баха в Лейпциге в 1968 г. и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе в 1972 г. В 1974 г. попросил политического убежища в Бельгии; сегодня живёт в Версале. Дает концерты в Европе, Японии и США. Писатель, поэт, философ. Автор 10-и новелл, 14-и стихотворных циклов, двух пьес, навеянных «Картинками с выставки» и «Крейслерианой» - в обеих них автор выступает одновременно как пианист и актёр. В последние годы дирижирует разными международными оркестрами.

Томас Бёттгер (Германия) – пианист и композитор, лауреат нескольких премий, в том числе им. Ганса Эйслера (1978). С 1979 г. им написан ряд заказных произведений, в том числе для Берлинской государственной оперы и Радио. С 1998 г. работает на Северонемецком радио; автор трёхлетнего цикла передач по истории фортепианного искусства XX века.

Идил Бирет (Турция) – пианистка; училась в Парижской консерватории у Нади Буланже, окончив ее в 15 лет с тремя первыми премиями. Училась также у А. Корто и  В. Кемпфа, считавшего её своей лучшей ученицей. Концертирует с оркестрами с 16 лет. В 1960 году по приглашению Э. Гилельса дала 16 концертов в СССР. Участвовала в жюри конкурсов им. Клайберна, им. королевы Елизаветы, им. Бузони, им. Листа в Веймаре, конкурса в Монреале. Записала все произведения Шопена; в  январе 2007 г.  награждена орденом «За заслуги» Польской республики.

Тамаш Вашари (Венгрия) - пианист и дирижёр; в 20 лет стал ассистентом Золтана Кодая. Лауреат четырёх международных конкурсов. Выступал с ведущими оркестрами мира, сотрудничал с шестью крупными звукозаписывающими фирмами, дирижировал более чем сотней оркестров. Пожизненный главный дирижёр Симфонического оркестра венгерского радио. В 2006 основал Всемирный юношеский оркестр им. Золтана Кодая. Ведёт циклы передач на венгерском ТВ.

Менахем Визенберг (Израиль) – композитор, аранжировщик, пианист и педагог. Выпускник Джульярдской школы; основатель и глава междисциплинарного факультета музыки Иерусалимской академии музыки и танца. Руководитель «Группы молодых музыкантов» при Иерусалимском музыкальном центре. Сочиняет музыку в разных жанрах - от оркестровой до камерной и вокальной музыки, от фольклорного стиля до классического и лёгкого стилей и джаза.

Ральф Готони (Финляндия) - пианист, камерный музыкант, дирижёр. Участник множества международных фестивалей. Стал первым исполнителем более десяти фортепианных концертов, дирижируя из-за клавиатуры. Много концертирует в составе камерных ансамблей. Арт-директор Оперного фестиваля в Савонлинне и Фестиваля в Запретного городе в Пекине. Автор вокальных сочинений, в том числе опер, а также нескольких книг.

Наталия Гутман (Россия) – играет на виолончели с 5-летнего возраста, получив первые уроки у своего деда Анисима Берлина (ученика Леопольда Ауэра). Позже обучалась в Московской консерватории в классе М. Ростроповича. В 1967 получила первую премию на конкурсе ARD в Мюнхене, с которого началась ее мировая слава. Большую роль в формировании Н.Гутман как музыканта сыграли Святослав Рихтер и скрипач Олег Каган, ставший ее мужем. Ведет большую концертную и педагогическую деятельность, преподает в Московской консерватории. С 1990 года проводит международный фестиваль в Кройте (Бавария), который основала вместе с Олегом Каганом. Входит в узкий «круг музыкантов Рихтера», не только много игравших с ним, но и одаренных его дружбой.

Бэлла Давидович (США) – ученица К.Игумнова и Я.Зака. В 1949 сенсационно победила на Четвертом конкурсе им. Шопена в Варшаве, что стало  началом ее большой карьеры в СССР и Восточной Европе. В 1978 г. переехала в США; в 1979-м дебютировала концертом в Карнеги-холле. С 1982 преподавала в Джульярдской школе. В 1988 г. одна из первых эмигрировавших музыкантов получила возможность снова выступить в СССР. Участвует в жюри крупнейших фортепианных конкурсов (им. королевы Елизаветы, им. Шопена, им. Бузони). Один из значительных последних концертов – в БЗК в октябре 2002 г.

Бруно Канино (Италия) - пианист и композитор, участник фортепианного дуэта с А. Баллистой. Преподаёт в музыкальной школе г. Фиезоле и Школе музыки им. Королевы Софии в Мадриде. В 1999-2002 гг. - директор музыкальной части Венецианской биеннале. Недавние записи - «Гольдберг-вариации» Баха, «Четыре темперамента» Хиндемита, все фортепианные произведения Казеллы. Член жюри многих конкурсов (им. Бузони, им. Клары Хаскил, им. Гезы Анды, им. Флеша, им. Менухина, конкурса ARD, конкурса в Граце и др). Автор книги «Путеводитель камерного пианиста» («Vademecum per il pianista da camera»).

Петер Коссе (Германия) – получил образование как музыкант, философ, социолог. С 1971 по 1989 гг. – постоянный критик газеты «Salzburger Nachrichten». Автор антологии «Великие люди всемирной истории», комментариев к серии записей «Великие пианисты ХХ века» фирмы «Philips», печатается в специализированной периодике («Klassik heute», «Fono Forum», «Neue Musikzeitung», «Record Geijutsu», «Opernwelt», «Osterreichicshe Musikzeitschrift», «Diapason»  и др.) и других изданиях («Neue Zurcher Zeitung», «Frankfurter Rundshau», «Tagesspiegel Berlin» и др.). Автор  концепций фестивалей в Зальцбурге, Локкенхаузе, Кибурге. Автор радиопередач на каналах ORF, Баварского, Берлинского и Западногерманского радио (более 300 передач о фортепианном искусстве), телефильмов о Ф.Бузони, конкурсе Г.Анды. Член жюри многих конкурсов, обозреватель  конкурсов Бремена, Веймара, Граца, конкурса исполнителей Lied в Вене и Штутгарте.

Анна Маликова (Россия) – пианистка, ученица Льва Наумова. Лауреат конкурсов в Осло, Варшаве и Сиднее; победитель конкурса ARD в Мюнхене (1993). Много концертирует, дает мастер-классы, участвует в жюри международных конкурсов, в том числе им. Шопена в Москве и Пекине, им. Вианны да Моты, конкурса в Кённаме (Ю. Корея). Запись пяти Концертов Сен‑Санса отмечены наградой «Classical internet award».

Жан-Бернар Помье (Франция) – пианист и дирижер. Начал играть на фортепиано в возрасте 4-[ лет (его учителем была русская пианистка Мина Кослова). В Парижской консерватории учился у И. Ната и П. Санкана и Э.Биге. В 1960 г. он получил первую премию на Международном Конкурсе молодых музыкантов в Берлине; в 1961-м премию Гильдии солистов Франции. В 1962 г. в возрасте 17-и лет стал самым молодым участником Второго Международного конкурса имени П.И. Чайковского и был отмечен дипломом. В 1972 г. сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром по главе с Г.фон Караяном, а также с Оркестром де Пари под управлением Д. Баренбойма. Все чаще выступает в качестве дирижера и дирижера-солиста. Уже много лет проводит собственный фестиваль в Аббатстве Фонфруад в Лангедоке, уроженцем которого он является.

Виктория Постникова (Россия) – пианистка; в Московской консерватории училась в классе Я. Флиера. Еще студенткой стала лауреатом конкурса им. Шопена в Варшаве, конкурса им. Вианны да Моты в Лиссабоне, конкурса в Лидсе и конкурса им. Чайковского. Среди ярких достижений - выступления с И. Менухиным с сонатами Моцарта, Бетховена, Бартока и тремя сонатами Брамса.  Активно концертирует, в том числе в фортепианном дуэте со своим мужем, дирижером Геннадием Рождественским.

Дарио де Роза (Италия) – пианист, бессменный участник «Триестского трио» с момента его создания в 1933 г. В составе трио дал примерно 3000 концертов на крупнейших фестивалях мира. Выступал с такими дирижёрами, как К. Бём, С. Челибидаке, К. Донаньи, Дж. Гавадзени, К. М. Джулини, Р. Кемпе, Р. Кубелик, В. Заваллиш, Г. Шолти, Э. ван Бейнум. Преподавал фортепиано и камерный ансамбль в консерватории им. Тартини (Триест), академии «Встречи с мастерами» (Имола) и  Международном фонде Моцарта. В настоящее время преподаёт в музыкальной школе Фьезолы, Музыкальной академии Киджано, Международной школе камерной музыки в Дуино и в Герцогской академии в Генуе. Член жюри ведущих национальных и международных конкурсов. Арт-директор конкурсов им. В. Гуи во Флоренции и им. А. Казагранде в Тернии; член Международной федерации музыкальных конкурсов в Женеве. Играет в фортепианном дуэте с Морин Джонс.

Сюй Чжун (Зон У) (Китай) -  пианист и дирижер. Учился в Шанхайской консерватории, затем у Д. Мерле в Парижской национальной консерватории. Обладатель нескольких международных премий, в том числе Х конкурса им. Чайковского (1994 г.). Активно концертирует; участвует в жюри международных конкурсов (в Лидсе, Дублине, Сеуле,  им. Клары Хаскил, им. Бузони, им. М. Лонг, им. Листа). Основатель и художественный директор Шанхайского международного фортепианного конкурса; исполнительный художественный директор Шанхайского филармонического оркестра, главный дирижёр «Шанхайской симфониетты». Был арт-директором Года Франции в Китае. Музыкальный советник Шанхайского концертного зала, член Комитета сценических искусств Шанхая.

Ответственный секретарь жюри конкурса - Анатолий Катц (Россия). Пианист; закончил Саратовскую консерваторию, затем аспирантуру Московской консерватории. Репертуар охватывает сочинения от французских клавесинистов до современной русской и зарубежной музыки.  В симфонических концертах играет редко исполняемые сочинения. Первый в СССР исполнитель Симфонии для фортепиано с оркестром «Век тревог» Л. Бернстайна, «Ritmica ostinata» А. Ифукубе. Профессор Саратовской государственной консерватории, действительный член Академии Российского искусства, художественный директор Саратовской государственной филармонии им. Шнитке. Член жюри многих национальных и международных конкурсов.

Открытие конкурса состоится 15 июня в 19.00 в БЗК. После торжественной церемонии выступит  обладатель Первой премии Первого конкурса Эльдар Небольсин: с Московским симфоническим оркестром под управлением Владимира Зивы он исполнит Первый концерт И. Брамса.

Прослушивания первого тура начинаются 16 июня. Ко второму туру допускаются 12 человек, к финалу - шесть.

На протяжении третьего тура и на заключительном концерте пианисты выступят с Московским симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса.

Первая премия составляет 30 тыс. долл. (все премии конкурса свободны в РФ от налогов). Организаторы конкурса не ограничатся денежными премиями и помогут победителям с гастролями и концертами.

Конкурс им. Рихтера будет транслироваться в Интернете (с указаниями программы и имен выступающих). Запланирована архивация всех выступлений.

Обсуждение выступлений конкурсантов будет проходить на форуме "Классика"