История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Фестиваль "Посвящение" завершился мировой премьерой (Москва)

Московскому камерному оркестру Musica viva под управлением Александра Рудина в этом сезоне исполнилось 30 лет. Свой юбилей оркестр решил отметить, среди прочего, музыкальным фестивалем "Посвящение", у которого тоже юбилей - уже десятый раз в зале Врубеля в Третьяковской галерее устраивается изысканный праздник музыки, сообщает корреспондент Новости REGNUM. С 10 по 19 апреля состоялось пять концертов. Совершенно не похожие друг на друга и даже контрастирующие друг с другом своим содержанием эти концерты в то же время закономерно стали целостным событием музыкальной жизни. Их объединило стремление приобщить публику к многообразию musica viva - "живой музыки", эта программная установка логично следует из названия самого оркестра.

На открытии фестиваля, 10 апреля, звучали духовные песнопения русских композиторов и "Нельсон-месса", или "Месса тревожного времени" Гайдна в исполнении хора училища им. Свешникова, солистов и оркестра.

Следующий концерт был посвящен И.С.Тургеневу. Примечательно, что "Поэму для скрипки и фортепиано" (скрипачка Алена Баева, пианист Вадим Холоденко) часто исполняют, но мало кто знает, что композитор Эрнест Шоссон создал ее, вдохновленный новеллой Тургенева "Песнь торжествующей любви". В концерт были включены романсы из репертуара Полины Виардо, музы Тургенева, и произведения самого Ивана Тургенева - их читал Борис Плотников.

Один из фестивальных концертов был посвящен Феликсу Мендельсону-Бартольди, юбилей которого - 200 лет со дня рождения - отмечается в мире весьма широко. В Германии и Европе 2009 год объявлен годом Мендельсона. Мендельсон дебютировал как композитор в 10 лет, а в 12-летнем возрасте написал несколько симфоний, одна из которых и прозвучала на юбилейном концерте (солистка Алёна Баева). Слушателям напомнили и о том, что Мендельсон - создатель популярного жанра "песни без слов": несколько сочинений этого цикла исполнил пианист Вадим Холоденко. Мендельсон не только сочинял сам, не только дирижировал, но и пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Шумана. Велики его заслуги как дирижера и организатора музыкальной жизни: достаточно сказать, что первая в Германии консерватория создана тоже им, Мендельсоном. И неудивительно, что руководитель оркестра Александр Рудин, музыкант разносторонний, виолончелист и дирижер, в юбилейный год своего оркестра обратился к творчеству именно этого композитора, поражавшего современников энергией и многообразием дарований.

Впервые выступил в России бельгийский ансамбль "Клематис". Молодые музыканты увлеченно пропагандируют музыку XVII века, когда господствовал стиль барокко. Этот термин, как считается, происходит от португальского слова, обозначающего жемчужину неправильной формы. Именно прихотливостью, причудливостью отличались произведения, прозвучавшие в концерте. Это были поистине жемчужины, добытые из бескрайнего моря барочной музыки. Достаточно сказать, что первое отделение концерта было целиком предоставлено Генри Пёрселу - выдающемуся английскому композитору, талантом которого восхищались и короли, и люди, далекие от придворной жизни. В работе над оригинальными программами музыканты обращаются к трудам историков и теоретиков музыки, стремясь воссоздать для современной аудитории подлинное звучание музыки давно прошедших веков. Старинную музыку они исполняют в аутентичной манере и на инструментах соответствующей эпохи. Все произведения в концерте прозвучали в сопровождении баса континуо - это так называемый цифрованный, или непрерывный бас. В XVII веке была весьма распространена особая практика музыкального исполнительства, когда бас обособлен в мелодической ткани. Партия непрерывного баса нередко поручалась теорбо - старинной разновидности лютни - именно так и поступили бельгийские музыканты. Так что концерт ансамбля "Клематис" действительно оказался россыпью жемчужин причудливой формы.

Закрытие фестиваля, 19 апреля, ознаменовалось мировой премьерой: Вячеслав Артёмов впервые представил публике все свои "Латинские гимны" (в изначальном своем значении гимн - торжественная песня, славословящая Бога или святых). Написанные в разные годы эти гимны прозвучали в исполнении немецкой певицы Кристины Вольф и оркестра под управлением Александра Рудина. "Музыка - это посредник между Богом и человеком. Музыка - это сгусток духовной энергии, призванный пробудить в человеке нравственное сознание, очистить душу... Музыка - адекватное выражение душевной жизни. В ней важен не конечный результат, но каждый момент, рождающий переживание", - говорит Вячеслав Артёмов.