|
Французский аккорд Берлинского музыкального праздника31 августа начало нового музыкального сезона в столице Германии ознаменует открытие Берлинского музыкального праздника. Нынешний фестиваль посвящен великим "алхимикам звука" - Дебюсси, Варезу и Айвзу. Берлинский музыкальный праздник - Berliner Musikfest - это младшее и самое современное "дитя" столичного "фестивального концерна" Berliner Festspiele, под эгидой которого проходят и такие мероприятия как традиционный джазовый фестиваль (jazzFest), престижный фестиваль новой музыки MaerzMusik, международный литературный фестиваль (internationales literaturfestival) или "Театральные встречи" (Theatertreffen), ежегодно собирающие в Берлине лучшие немецкоязычные постановки сезона. Столичный аккорд Musikfest был основан "Берлинскими фестивалями" совместно с фондом Берлинского филармонического оркестра в 2005 году. Учредители хотели, чтобы в Берлине появился музыкальный фестиваль, достойный города со столичным статусом. Берлинский музыкальный праздник – это удар в литавры, звучный аккорд, знаменующий начало нового сезона. В течение двух с половиной недель - с 31 августа по 16 сентября - в Берлинской филармонии, а также в Государственной опере на бульваре Унтер-ден-Линден и на новомодной экспериментальной сцене "Радиальные системы" выступают 18 ведущих музыкальных коллективов мира. В числе участников - Берлинский филармонический, Бостонский и Сан-Францискский симфонические оркестры, амстердамский королевский "Консергебау-оркестр", ассы новой музыки – ансамбли "Модерн" и "МузикФабрик", "Пеллегрини-квартет". Акцент программы этого года – великие "алхимики звука" начала и первой половины 20 века: французы Клод Дебюсси и Эдгар Варез и американский композитор Чарльз Айвз. Контрапунктом к их сочинениям звучат произведения их учителей или современников: Вагнера, Мусоргского, Шостаковича, Равеля, Малера, Стравинского. "Французский путь" По словам руководителя фестиваля Винриха Хоппа (Winrich Hopp), отправной точкой для создания программы стала музыка Клода Дебюсси. "Когда я услышал, что сэр Саймон Рэттл, главный дирижер Берлинского филармонического оркестра, вынашивает идею исполнения "Мученичества святого Себастьяна", я просто просиял! - рассказывает Хопп. - Этот ответ Дебюсси на "Парсифаля" Рихарда Вагнера - самое глубокое и спиритуальное из сочинений этого композитора, прорыв в современность". Организаторы хотят продемонстрировать гостям фестиваля "французский путь": историю музыки не в привычном ключе "Бетховен-Вагнер-Шенбрег-Штокгаузен", а на примере развития французской музыки: Дебюсси, Варез и их наследники, объясняет Винрих Хопп. От смыслового центра фестиваля расходятся "ассоциативные волны": система связей и аллюзий, связывающих всю музыку 20 века. Эдгар Варез был учеником и поклонником Дебюсси и Рихарда Штрауса, все трое повлияли на Чарльза Айвза, в значительной мере определившей облик американской музыки 20 века. Последнюю, впрочем, невозможно представить и без минималиста Мортона Фельдмана. Дебюсси для Иды Рубинштейн "Мученичество святого Себастьяна" прозвучит в берлинской филармонии 14, 15 и 16 сентября, но все билеты раскуплены еще месяцы назад. Кстати, это сочинение было написано по заказу танцовщицы и актрисы, роковой петербургской красавицы Иды Рубинштейн – той самой, что запечатлена на знаменитом портрете Серова. Ида Рубинштейн выступила на премьере сочинения в 1911 году в роли танцовщицы и декламатора. Сочинение не имело большого успеха, несмотря на божественную музыку и роскошные декорации Бакста. В Берлине ни танцевальных номеров, ни декораций не ожидается: Саймон Рэттл - мастер обходиться без них. Это ему удается даже в концертных исполнения "Кольца нибелунга" Вагнера. Еще один "гвоздь" берлинской программы – новая опера патриарха немецкой музыки Ханса Вернера Хенце. Премьера его "Федры" состоится в Государственной опере на столичном бульваре Унтер-ден-Линден 10 сентября. |