История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Берлинский филармонический оркестр молодеет

Облик Берлинского филармонического оркестра существенно помолодел. Средний возраст оркестрантов сейчас на пять лет меньше, чем во времена Караяна.

Как поведал швейцарский сетевой журнал Codex flores со ссылкой на статью в газете New York Times, "помолодение" состава Берлинского филармонического оркестра , начавшееся ещё при руководстве Клаудио Аббадо, при Симоне (Саймоне) Реттле набрало обороты. Сейчас примерно половине участников оркестра не исполнилось сорока, а тринадцати из них нет и тридцати лет. Как говорит Реттл, ему "случалось дирижировать "молодёжными" оркестрами, бывшими куда старше нынешнего Берлинского. Это смена поколений".

(В сторону: По мнению журналиста New York Times, приход молодых символизируется следующим: во время авиаперелётов в рамках азиатских гастролей оркестра в прошлом году несколько оркестрантов объединили свои ноутбуки в локальную сеть и коротали время, развлекаясь игрой "Ghost reckoning").

Менее чем половина из ста двадцати двух участников оркестра работает в нём со времён Г. фон Караяна. Пятьдесят два из ныннешних музыкантов пришли в коллектив при Клаудио Аббадо, руководившем оркестром с 1989 по 2002 год. Со времени прихода С. Реттла в 2002-м в оркестр приняли четырнадцать новых членов, в том числе на ключевые должности: соло-гобоиста, валторниста, литавриста и контрабасиста. Процесс не окончен: на сегодня в оркестре шесть открытых вакансий.

Приток "свежей крови" позволил оркестру стать более гибким, прозрачным и более приспособленным к исполнению ненемецкой и современной музыки.

Петер Ригельбауэр, контрабасист и один из двух председателей оркестра (в оркестре действует самоуправление) говорит: "Хорошая новость в том, что сейчас есть множество сильных музыкантов (видимо, не только в оркестре но и вообще--С.). Плохая—в том, что через двадцать-тридцать лет оркестр будет старым... Мы думаем, что очень полезно иметь молодых музыкантов, которых можно формировать, пока они молодые. На "помолодение" оркестра играет и обязательный уход из штата оркестра людей, достигших шестидесятипятилетнего возраста. В США такого правила в основном нет.

Самый молодой участник оркестра—двадцатиоднолетний контрабасист из Венесуэлы Эдиксон Руис, поступивший в оркестр в семнадцать лет на испытательный срок и год назад избранный на постоянное место. Лишь один музыкант за историю оркестра (арфист в XIX веке) поступил на работу в нём в более раннем возрасте.

Ветераны-члены оркестра говорят, что их молодые коллеги лучше приспосабливаются к изменившемуся облику оркестра. Основанный в своё время в противовес диктатуре дирижёров, Берлинский филармонический подпал именно под неё во время руководства Г. фон Караяна. С приходом К. Аббадо дух оркестра вернулся к большей свободе и музыкантам "караяновской" закалки не всегда было легко привыкнуть к изменениям. К примеру, при Караяне подразумевалось, что правом выражения своих мнений на собраниях оркестра обладали лишь опытные члены оркестра. Сейчас же молодые музыканты с удовольствием пользуются возвращённым правом высказывания.
Каковы бы ни были порядки ранее, ныне оркестровые помещения за кулисами напоминают скорее университетскую столовую. В антракте недавнего концерта под управлением Джорджа Бенджамина группа первых скрипок устроила застолье с шампанским и сладостями: так они отмечали день рождения одного из членов группы, который по традиции должен был угостить коллег. Другие оркестранты рассыпались по фойе балкона, поедая сендвичи или просто болтая за столиками. Сэр Реттл, пришедший послушать концерт, дружелюбно приветствовал музыкантов; поведение, которое, совершенно невозможно было бы представить у Караяна.

Молодым членам оркестра ещё надо многому учиться и усваивать традиции Берлинского филармонического, но в этом оркестру помогает испытательный срок, в течение которого старшие коллеги должны оценить, могут ли новички перенять традиции оркестра. Так коллективу удаётся сохранить своё лицо.