История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Как стать оперной звездой, или Еще раз о Вагнере

Оперные семинары в Израиле

Вопросом "как стать звездой" мучаются не только обитатели "Фабрики звезд", но и студенты музыкальных академий. Оттого каждое лето в нашу страну прибывают заморские преподаватели вокала под руководством ведущего педагога-концертмейстера нью-йоркской Метрополитен-опера Джоан Дорнеманн. На сей раз в рамках мастер-классов состоится премьера оперы "Потерянное детство" - воспоминания мальчика, чуть не ставшего жертвой Катастрофы.

Америка, где опера всегда считалась зарубежным искусством, шаг за шагом стала единоличной законодательницей оперной моды, "похитив" этот статус у родоначальницы жанра - Италии. Немудрено, что возглавить Институт вокального мастерства, организованный по инициативе муниципалитета Тель-Авива-Яффо двадцать лет назад, было предложено знаменитой американке Джоан Дорнеманн.

С той поры Джоан Дорнеманн, ведущий педагог-концертмейстер нью-йоркской Метрополитен-опера и артистический директор тель-авивского Института вокального мастерства, ежегодно (точнее, ежелетне) проводит в Израиле международные оперные семинары с участием заморских знаменитостей. Преподают на этих семинарах лучшие из лучших - мастера вокала, оперные режиссеры и дирижеры со всего мира. В их числе не раз оказывались Елена Образцова и Любовь Казарновская, Джузеппе ди Стефано и Пол Надлер. Кстати, в нынешнем году сюда пожалует известный шведский баритон Хокан Хагегорд, исполнивший роль Папагено в кинематографической версии "Волшебной флейты" Моцарта. Причем режиссером ее был не кто иной как Ингман Бергман...

Надо признать, что и обучаются на семинарах тоже лучшие из лучших - Джоан Дорнеманн приходится прослушивать тысячи записей молодых вокалистов, отбирая для участия в семинарах самых достойных. Что и говорить, ее по праву называют "матерью всех великих певиц и певцов мира": среди тех, с кем работала Джоан Дорнеманн - Монсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Николай Гяуров, Мирелла Френи, Альфредо Краус...

Принять участие в летних израильских мастер-классах, выиграть пару-тройку престижных конкурсов и заключить соглашение с респектабельным импресарио - золотой сон любого начинающего певца. Оттого даже в нашей маленькой стране у летних семинаров нет отбоя от желающих. Впрочем, такова цель этих семинаров - воспитание нового поколения израильских певцов, развитие израильской оперной культуры. Более того: в течение летних семинаров будущие Доминго и Каллас готовят интереснейшие спектакли, многие из которых ставятся в нашей стране впервые.

На сей раз в рамках семинаров, участниками которых стали 90 вокалистов обоих полов, состоится премьера оперы "Потерянное детство" (29 июля) композитора Дженис Хаймер и либреттистки Мэри Азраэль. В основе сюжета этой "новой американской оперы" - автобиография доктора Иегуды Нира и его беседы с Готтфридом Вагнером, правнуком композитора Рихарда Вагнера, печально известного своей "любовью" к евреям.

Детство Иегуды Нира, ныне врача-психиатра, уроженца Польши, пришлось на годы Катастрофы. В 1941 году отец Иегуды (тогдашнего Юлека) был арестован нацистами. Одиннадцатилетний Юлек, его мать и сестра Лала были вынуждены вступить в жестокую игру на выживание, замаскировавшись под польских католиков.

"Потерянное детство" - трехактная опера-воспоминание. Беседуя пятьдесят лет спустя с коллегой-психиатром Манфредом Джейером - немцем, рожденным после Второй мировой войны в семье, симпатизирующей нацистам, - Иегуда рассказывает ему о своем "потерянном детстве". В течение нескольких дней двое мужчин ведут ожесточенную полемику, обмениваясь болезненными воспоминаниями.

Нетрудно догадаться, что Манфред - прототип Готтфрида Вагнера, страстного поборника диалога между жертвами Холокоста и детьми нацистских преступников. Напомню, что в 1997 году вышла в свет автобиография Готтфрида Вагнера под названием "Кто не воет с волками", где он восстал против авторитета отца и семейной традиции, замешанной на антисемитизме. Готтфрид Вагнер убежден, что существует прямая связь между произведениями его прадеда и Холокостом. После издания автобиографической книги ему пришлось покинуть Германию. Сегодня он проживает в Италии и выступает по всему миру с докладами на тему "Антисемитизм".

25 июля, за четыре дня до премьеры оперы, состоится симпозиум с участием доктора Готтфрида Вагнера, режиссера и писателя, и композитора Дженис Хаймер на тему "Опера второго поколения: "Потерянное детство" как мост, соединяющий современных немцев и евреев". На симпозиуме будет присутствовать также доктор Иегуда Нир.

Кроме того, в рамках мастер-классов состоится израильская премьера одноактной оперы "Карлик" по сказке Оскара Уайльда "День рождения инфанты" (2 августа). Автор оперы - еврейский композитор Александр Землинский, работавший в Европе в пору расцвета нацизма. Уроженец Берлина, он после прихода к власти Гитлера вначале бежал в Австрию, а затем - в Чехословакию. Затем больному и старому 70-летнему композитору пришлось перебираться в США. Тяжелая поездка сказалась на его здоровье: в 1942 году Землинский скончался в Нью-Йорке.

В нынешнем году в семинарах принимают участие вокалисты из США, Мексики, Пуэрто-Рико, Уругвая, Аргентины, Англии, Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Италии, России, Китая, Кореи и Южной Африки. Израиль представляют на семинаре 40 певцов, многие из которых уже обрели известность. В концертном исполнении прозвучат оперы "Севильский цирюльник" (26 и 30 июля), "Богема" (1 августа), "Свадьба Фигаро" (3 августа), а также фрагменты из опер Верди (31 июля). Заключительный гала-концерт состоится 4 августа в тель-авивском Центре сценических искусств.

Международные оперные семинары проходят в Музыкальном центре Яффо с 9 июля до 3 августа.